Top.Mail.Ru
гель для душа 65 мл в подарок при покупке аромата 50 мл

Ольфакторная пирамида и ноты аромата: что это такое и нужно ли им следовать на самом деле

15 марта 2024

Разберём один из самых распространённых мифов в мире парфюмерии. Расскажем как всё же правильно «читать» аромат и стоит ли полагаться на ноты, заявленные в описании парфюма. 

Трёхмерная картина

Ни один запуск аромата сейчас не проходит без пресс-релиза с описанием, в котором производитель подробно излагает ноты, из которых парфюм состоит. Для удобства восприятия это делается в формате схематичной пирамиды с верхними, базовыми и средними нотами. Таким образом перед глазами покупателя своеобразная дорожная карта, по которой он ориентируется при покупке аромата. 

Такую схематичную модель  с нотами аромата называют пирамидой аромата или ольфакторной пирамидой в парфюмерии ( от лат. olfactorius - «имеющий отношение к запаху, обонятельный») Ольфакторная пирамида аромата используется в мире парфюмерии для описания и классификации ароматов. С её помощью можно понять, как аромат раскрывается на коже в течение времени.

Термин ольфакторной пирамиды ввёл автор многих известных ароматов, парфюмер Жан Карль. Его ольфакторные духи имели чёткое деление на ноты аромата. Благодаря трёхмерной структуре далёкие от индустрии люди могли понять, как развивается трилогия аромата, повествующая об одной истории. Ольфакторный мир ароматов стал простым и понятным и позволял без лишней сложности прочитать описание нот и выбрать парфюм по душе. Но есть нюанс. В последние тридцать лет парфюмеры перестали придерживаться модели с делением на три категории нот в аромате. Некоторые из ароматов вообще могут состоять всего из одной-двух молекул, тем самым нарушая привычные знания о структуре аромата, имевшей популярность в 20 веке. 

«Три грации» классической пирамиды аромата 

Ноты в ольфакторной пирамиде аромата делятся на три ступени: верхние, «ноты сердца» ( их ещё называют «ядро аромата») и базовые. 

Первая ступень пирамиды - это верхние ноты. 

Именно они дают первое впечатление об аромате, испаряясь после нанесения парфюма на кожу. Для верхних нот не используются тяжелые аккорды, например, дубовый мох или амбру. «Шлейфовость» верхних нот  будет ощущаться достаточно далеко.

Поскольку верхние ноты состоят из мелких молекул, они испаряются быстро и создают плавный переход к другим уровням. Среднее время испарения верхних нот - от 10 до 60 минут. В основном, верхние ноты могут быть цитрусовыми, зелеными или свежими.

Вторая ступень - это «ноты сердца». Вокруг них часто складывается основная задумка парфюмера, своеобразный «каркас» , когда тот создаёт аромат. Они начинают проявляться после того, как верхние ноты исчезают. Ноты сердца обычно более сложные и глубокие, и они могут звучать от 2 до 4 часов. Эти ноты в пирамиде аромата называют «ядро аромата". Средние ноты слышны не так далеко, как верхние, но хорошо ощутимы вблизи человека, который нанес парфюм. Они могут быть цветочными, фруктовыми или пряными.

Третья ступень - это базовые ноты. Эти ноты проявляются последними и отвечают за стойкость аромата. Базовые ноты могут звучать от 4 до 8 часов и даже дольше. На ткани эти  ноты могут оставаться до самой стирки. Они могут быть древесными, мускусными или амбровыми.

На звучание нот влияет не только их иерархия, но и:

  • сочетание нот в аккордах (в состав одной композиции может входить до 60 ингредиентов, и их соотношение влияет на итоговое восприятие);

  • качество сырья;

  • концентрация сырья в финальной версии парфюма (туалетные воды будут легче парфюмерных).

Что в итоге 

Ольфакторная пирамида помогает нам понять, как аромат раскрывается на коже, и позволяет нам оценить его сложность и глубину. Однако стоит помнить, что каждый человек воспринимает ароматы по-разному, и то, как аромат раскрывается на коже, может варьироваться от человека к человеку.

Ольфакторный мир ароматов сложен и прекрасен, а потребитель желает знать, что в составе ароматов. Но все чаще в пресс-релизах встречается лаконичный перечень нот ароматов, не привязанный к трёхмерной структуре ольфакторной пирамиды. Некоторые бренды  выделяют компоненты, которые есть в составе, но в очень маленькой концентрации (так поддерживается концепция аромата). Другие не упоминают мускус, хотя он содержится в композиции. Третьи придумывают в духе  «дышащие воздухом и утренней росой лепестки жасмина», когда на самом деле в составе парфюма совершенно другое вещество. 

Поэтому ольфакторные  пирамиды современных парфюмов — всего лишь маркетинговая уловка. Чтобы правильно читать состав композиций, нужно это делать  с долей скептицизма. Живое тестирование на коже перед покупкой аромата – лучше всех геометрических схем и устаревших моделей.

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с нашей политикой использования файлов cookie, чтобы обеспечить лучший опыт работы с сайтом.
Согласен