Пленительный, обволакивающий, животный, плотный, таинственный, роскошный и, даже, сногсшибательный – всё это про один и тот же парфюмерный компонент, которому приписывают звучание роскоши и изобилия. В этой статье познакомимся с Его Величеством удом, парфюмерным компонентом, который по своей стоимости превосходит золото.
Парфюмеры всего мира утверждают, что уд вполне достоин быть в составе самых роскошных ароматов. Но так было не всегда. Тысячи лет удовое дерево, или Aquilaria, использовалось в качестве средства от многих болезней, в арабском мире это драгоценное масло всегда было символом достатка и благополучия, а буддисты использовали его для медитаций. Уд упоминается в Коране и Ветхом Завете, сказаниях о Синдбаде и в рецептах Аюрведы. В парфюмерном мире уд появился значительно позже, а на европейском рынке – всего 10 лет назад.
Уд – настоящий бриллиант среди парфюмерных компонентов. Растёт агаровое дерево (ещё одно имя уда) в песчаной или известковой почве, и чем старше дерево, тем оно ценней. Но это всё ещё не тот самый уд, от которого сходят с ума и аромату которого поклоняются по всему миру, прощаясь с 30 тыс долларов за 1кг.
Чтобы стать удом, дереву нужно заболеть: его кору поразит грибок. Для борьбы с инфекцией будет выделяться густая и вязкая смола со специфическим ароматом. А пораженная, деформированная и пропитанная смолой древесина – истинный королевский уд, точнее, сырье, из которого получают масло с ароматом, символизирующим роскошь и богатство. Энергозатратное производство занимает тонну времени: так, чтобы получить 12 мл драгоценного масла, нужно переработать 20 кг древесины.
Уд прошёл испытание веками: он был уместен и 100 лет назад, уместен и сейчас. К тому же, это единственный парфюмерный ингредиент, который всегда выносится в название аромата.
Если на Ближнем Востоке уд был всегда, то широкая западная общественность познакомилась с ним только в 2017 году, благодаря Пьеру Монталю. Долгое время производить ароматы с удом могли позволить себе только нишевые бренды, но дикая популярность и бешеный рост продаж обратили на себя внимание крупных парфюмерных игроков. Так начался настоящий «бум» ароматов, которые превосходят по своей популярности мускусные, амбровые и цветочные парфюмы. «Просто сделай пометку на флаконе и получи отличные продажи», – почти девиз парфюмерного рынка 2000-х.
«Уд удивительно редкий ингредиент», — рассказывает Чандлер Берр, в прошлом парфюмерный критик Нью-Йорк Таймс. «Он как император среди парфюмерных нот: такого сочетания нет ни в одном другом ингредиенте».
Действительно, аромат уда в парфюмерии не похож ни на что другое. Одни слышат древний манускрипт и подвал, другие – анималистичные терпкие ноты, а третьи – медово-пряные и землистые оттенки. Общее одно: звучание уда яркое и насыщенное. Его используют в очень небольших количествах для придания утонченности и лоска композиции. Даже в минимальном количестве этот парфюмерный компонент способен поменять звучание всей композиции. К тому же, ароматы с удом – всегда очень стойкая история. На блоттере аромат с удом может звучать дольше недели.
И, наконец, важно отметить неподражаемый характер звучания этого по-настоящему роскошного и дорогого компонента. Он чувственный, загадочный в малых дозах и может стать изюминкой вашего стиля. Главное, не переусердствовать с количеством аромата и выбирать только качественные композиции как с натуральным, так и с синтетическим удом.